Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова
Географический Факультет
КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ И ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ

Разделы


Студентам

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 И 4КУРСА:
цель работы | регламент | требования | различия 3 и 4 курс | повышение оценки | снижение оценки | виды научных работ

Утверждены на заседании кафедры 3 октября 2006 г.

1. МЕСТО КУРСОВЫХ РАБОТ В УЧЕБНОМ И НАУЧНОМ ПРОЦЕССЕ:

Курсовая работа студента – способ развития навыков проведения научных исследований, включающих в себя следующие основные этапы: постановку проблемы, целей и задач исследования, выбор и обоснование методов сбора необходимых данных и их анализа, обсуждение полученных результатов и формулирование выводов.

В связи с этим защита курсовой работы - оценка профессиональных знаний и навыков студентов:
  • степени знакомства студента с существующими научными представлениями по решаемой в работе проблеме,
  • владения студентом методами сбора, подготовки и анализа данных,
  • способностей к обобщению получаемых результатов,
  • оформления и представления своей работы.

2. ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

ХАРАКТЕРИСТИКА 3 КУРС 4 КУРС
Цель курсовой работы Анализ ландшафтно-географической информации и овладение методами исследований, принятыми в географии Получение полевых данных и их анализ с использованием методов, изучаемых в 1-7 семестрах обучения
Основное внимание в работе посвящено анализу литературных источников анализу собственных полевых данных

Поощряется использование студентами 3-его курса результатов собственных полевых наблюдений, полученных в ходе учебных практик, экспедиций НСО или самостоятельных исследований.

Курсовая работа 4-ого курса может развивать научную проблему, решаемую студентом на 3-м курсе, или исследовать новую тему.

3. РЕГЛАМЕНТ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

• Тема курсовой работы может быть предложена одним из сотрудников кафедры или самим студентом. Тема и научный руководитель утверждаются по заявлению студента на имя заведующего кафедрой на заседании кафедры с согласия руководителя. Название (без принципиальной смены основной темы) может быть скорректировано в ходе выполнения работы по согласованию с научным руководителем. Замена темы курсовой работы и научного руководителя после утверждения кафедрой возможна только в исключительных случаях по разрешению заведующего кафедрой.

• Началом курсовой работы студента считается момент утверждения темы и научного руководителя на заседании кафедры в течение 1 месяца после начала осеннего семестра.

• Тема курсовой работы 4-ого курса обсуждается с научным руководителем при согласовании предмета и района исследования производственной практики в конце весеннего семестра 3-его курса. Цели и задачи производственной практики должны соответствовать целям и задачам предстоящей курсовой работы. Заведующий кафедрой утверждает предмет и район производственной практики, подписывая дневник производственной практики. В случае если кафедра (комиссия по защите отчета студента о производственной практике) приходит к выводу о необеспеченности курсовой работы материалами летней производственной практики, назначается тема, предусматривающая анализ одной из фундаментальных или прикладных научных проблем, обеспеченной фактическим материалом.

• Кафедра вправе заслушать промежуточный отчет студента о ходе выполнения курсовой работы.

• После окончания зимних студенческих каникул студентам предоставляется две недели, свободных от учебных занятий в университете, для окончания курсовой работы.

• Защита курсовых работ проходит на кафедре в период 18-22 февраля. Студент предоставляет комиссии текст своей работы, подписанный научным руководителем, делает доклад продолжительностью 10 минут, отвечает на вопросы и высказанные замечания.

• Курсовая работа студента оценивается по пятибальной шкале. Оценка за курсовую работу заносится в зачетную книжку и имеет статус экзаменационной оценки. Особо выдающиеся исследования могут выдвигаться кафедрой к представлению работы студентом на международной студенческой конференции «Ломоносов» и рекомендоваться к публикации.

• Студент, не защитивший свою курсовую работу в установленный срок, получает неудовлетворительную оценку и защищает работу в течение весеннего семестра по мере готовности.

4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

• Курсовая работа должна включать в себя: титульный лист, оглавление, основной текст, список использованной литературы.

• Рубрикация основного текста и последовательность глав является прерогативой автора. В тексте должны быть отражены:
- Научная проблема, на поиск подходов к решению которой направлена работа
- Цель, задачи и этапы исследования
- Обоснование объекта и предмета исследования
- Литературные, фондовые, полевые данные, использованные в работе
- При региональном характере исследования – физико-географическое (ландшафтное) описание объекта исследования
- Описание методов получения и методов обработки данных
- Обзор научных публикаций по проблеме и/или району исследования
- Результаты анализа использованных данных
- Обсуждение полученных результатов
- Выводы
- Благодарности лицам, оказавшим личную помощь при постановке проблемы, сборе и анализе данных
- Список использованной литературы, архивных и фондовых материалов и Интернет-источников
- Ссылки на использованные лицензионные программные средства анализа данных.

• В работе должно быть указано точное количество и виды использованных картографических материалов, фондовых данных, дистанционных материалов, данных гидрометеослужбы, баз данных.

• Собственные полевые материалы автора должны быть отражены в курсовой работе в виде примера текстовых описаний, таблиц, графиков с указанием точного количества использованных полевых описаний, выполненных лабораторных анализов, анкетных данных.

• В работе должно содержаться обоснование основных этапов исследования, решаемых на каждом этапе задач, связей между этапами.

• Если работа носит региональный характер, в ней должна содержаться обзорная карта, показывающая географическое положение района исследований. В работе должна быть оговорена привязка объекта исследования к одной из существующих схем физико-географического районирования (на уровнях страны, области и провинции).

• В случае использования автором количественных данных и результатов статистических расчетов, должны быть представлены таблицы и/или графики и/или карты (картограммы), демонстрирующие метод расчета и оценку достоверности результатов.

• Противоречия между собственными результатами автора и литературными данными должны быть проанализированы и высказаны предположения о возможных причинах несоответствия.

• Выводы работы должны находиться в прямом соответствии с декларированными задачами работы.

• Желательно, чтобы автор отразил в работе свои представления о возможной сфере практического применения полученных результатов.

• В списке использованной литературы должны быть отражены работы, посвященные:
- Фундаментальной или прикладной проблеме, которая лежит в основе работы
- Используемым методам
- Району исследования

• В списке литературы не должны преобладать учебники, рекомендованные по учебным дисциплинам, преподаваемым студенту за время его обучения на географическом факультете.

• Литературные ссылки на научные работы и/или их авторов, использованные в тексте, должны быть отражены в списке литературы. Список литературы не должен содержать ссылок, не упоминаемых в тексте.

5. РАЗЛИЧИЯ В СОДЕРЖАНИИ КУРСОВЫХ РАБОТ 3 и 4 курсов:

ХАРАКТЕРИСТИКА 3 КУРС 4 КУРС
Доля текста, посвященного обзору литературных данных (не собственных исследований автора) не должна превышать
-
1/3 текста
Источник данных Литература, фондовые данные, материалы учебных практик, экспедиций НСО Собственные полевые материалы летней производственной практики
Число страниц не менее 20 30-40
Число литературных источников не менее 20 Не менее 30

6. ОСНОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ОЦЕНКИ РАБОТЫ:
  1. Работа посвящена нерешенной в науке проблеме или малоизученному региону.
  2. Результаты работы и выводы, не полностью согласуются с литературными данными, и при этом обеспечены строгой системой доказательств.
  3. Научный руководитель работы и комиссия считают, что результаты работы студента достойны использования в учебном процессе, в отчетных материалах по фундаментальному научному проекту, хозяйственному договору кафедры.
  4. В работе продемонстрировано владение формализованными методами пространственного (ГИС, дистанционное зондирование, GPS) и статистического анализа.
  5. В работе использованы результаты химико-аналитических и геофизических исследований, проведенных лично автором в лабораторных или полевых условиях.
  6. В работе содержится постановка проблем, над решением которых автор считает необходимым работать в будущем, если они следуют из результатов исследований.
  7. В работе проведено сопоставление разных научных подходов к решению исследуемой проблемы, в том числе в работе сопоставлены подходы к решению проблемы, принятые в разных странах и разных научных школах; в работе использованы сведения и концепции, разработанные в негеографических науках.
  8. В работе проанализированы публикации на иностранных языках.
  9. В работе представлена ландшафтная карта на район исследования, составленная автором (4 курс).
  10. Автор приложил значительные личные усилия к получению доступа к фондовым материалам.
  11. Работа обеспечена схемами, рисунками, фотографиями и картами, содержательно иллюстрирующих подходы автора к решению научной проблемы, а также позволяющими точнее описать объект, предмет и результаты исследования.
7. ОСНОВАНИЯ СНИЖЕНИЯ ОЦЕНКИ РАБОТЫ:
  1. Не выполнено любое из формальных требований к содержанию курсовой работы.
  2. 2. Основные выводы работы повторяют результаты, полученные студентов в работах на предыдущих курсах (реферат 2-ого курса, курсовой работы 3-его курса).
  3. В работе допущены фактические ошибки при физико-географическом (ландшафтном) описании объекта исследования.
  4. В работе представлены заимствованные сведения без ссылок на источник (допущен плагиат), в том числе без ссылок на курсовые и дипломные работы других студентов. Плагиат может быть основанием для отклонения комиссией курсовой работы.
  5. В использованных методах, ознакомление с которыми входит в учебный план обучения студента, допущены ошибки.
  6. В работе не упомянуты основополагающие публикации по существующим точкам зрения относительно решаемой проблемы.
  7. В работе допущены искажения взглядов исследователей-предшественников, их взгляды опровергаются без доказательств или допущены неэтичные высказывания в их адрес.
  8. В работе вводятся термины, уже используемые в науке как устоявшиеся, для обозначения других явлений.

8. ПРИЛОЖЕНИЕ

Виды научных работ.
В зависимости от тематики исследования в любой науке разделяют несколько видов исследований:

Фундаментальные – исследования, направленные на установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей свойств и явлений ландшафтной оболочки и взаимоотношений с ней человеческого общества, вносящих коренные изменения в уровень познания. Примеры: закономерности геохимической миграции вещества в ландшафте, правила пространственной организации ландшафтного покрова, структура, функционирование и динамика природно-антропогенных ландшафтов и др.

Прикладные – исследования, направленные на разработку технологических решений конкретных проблем природопользования, планирования сети охраняемых территорий, ландшафтного планирования, экологической экспертизы на основе имеющихся фундаментальных знаний.

Часто используется другая классификация:

Теоретическая работа – направлена на решение теоретических проблем («Разнообразие ландшафтов», «Динамика ландшафтов» и др.).

Методическая работа – направлена на развитие новых методов ландшафтно-географических исследований («Методы исследования пространственной структуры ландшафтов на основе дистанционной информации», «Оценка ландшафтного разнообразия» и др.)

Региональная – посвящена ландшафтно-географической характеристике конкретной территории («Особенности водно-ледниковых ландшафтов Мещерской низменности», «Сельскохозяйственные природно-антропогенные ландшафты Среднерусской возвышенности» и др.).

Тема курсовой работы одновременно может относиться к разным категориям: «Ландшафтное разнообразие островов северной Пацифики», «Ландшафтное планирование Костромской области».

Исследовательская работа, посвященная теме, не имеющей общепринятой теоретической или методической проработки, называется «поисковой». Такие работы приветствуются на кафедре.

Удачи!

при использовании материалов ссылка обязательна
Copyright © 2006-2017 Кафедра физической географии и ландшафтоведения
Последнее обновление сайта - март 2017 г.
Locations of visitors to this page Группа ЛАНДЫ в контакте GISMETEO: Погода по г.Москва