Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова
Географический Факультет
КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ И ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ

Разделы


Студентам


kigtropin jintropin kigtropin jintropin hgh achat hygetropin hgh comprar hgh kopa jintropin kopa hygetropin comprar hgh jintropin precio hgh prezzo jintropin hygetropin
Путь: ФГиЛ >> Учебная работа >> Учебные практики

ПРОГРАММА
учебной ландшафтной практики студентов 2-ого курса, горная часть.

Основной целью горной части учебной практики подготовить студентов 2 курса к организации и проведению самостоятельных ландшафтных исследований в горных регионах, ознакомить их с методическими приемами отбора, научной интерпретации и оформления полевой информации.


В задачи практики входит:
  • обучение студентов методам ландшафтных исследований в горных регионах;
  • изучение ландшафтной структуры на региональном и локальном уровнях;
  • выявление основных закономерностей, факторов формирования и дифференциации горных ПТК разных иерархических уровней;
  • изучение межкомпонентных и межландшафтных связей;
  • исследование современных природных процессов и их роли в динамике ландшафтов;
  • изучение воздействия человека на ландшафты;
  • освоение методики составления ландшафтных карт и ландшафтных профилей, анализа морфологической структуры ландшафта, основных приемов систематики ПТК.

Горная ландшафтная практика является необходимым логическим продолжением равнинной практики, важным этапом по закреплению и углублению полученных студентами теоретических знаний и методических навыков полевой работы и подготовке к последующим самостоятельным исследованиям.


Объекты и методы исследований.

Научно-методической основой проведения практики является комплексный подход к изучению природы и ее структурных элементов как сложных систем. Объекты исследований - ландшафты разных таксономических рангов: при мелкомасштабном картографировании - высотные ландшафтные зоны, типы и подтипы ландшафтов; при среднемасштабном картографировании - ландшафты (типы, подтипы, группы, роды, виды); при крупномасштабном - микроландшафты и - реже - элементарные ландшафты. Специфичные объекты исследований - своеобразные пространственно-временные модели:

  1. Разновозрастные ПТК, сформировавшиеся в зонах воздействия разнообразных экзогенных процессов, в первую очередь лавин, селей, обвалов, и являющиеся важными элементами ландшафтной структуры.
  2. ПТК, возникшие у верхней границы леса и около ледников.

На этих объектах студенты знакомятся: 1) с эргодическим подходом при изучении ландшафтов; 2) с элементами ретроспективного анализа территории; 3) с поверхностью ландшафтной структуры, с реликтовыми компонентами (формами древнеледникового рельефа, погребенными почвами и т. д.) и элементарными ПТК; 4) со структурно-динамическими рядами; 5) с экотонами со сложной и разнообразна внутриландшафтной структурой; 7) с парадинамическими системами с однонаправленными потоками вещества и энергии.

Объектами изучения выступают также природно-антропогенные ландшафты, сформировавшиеся под влиянием разных видов деятельности человека - пастбищные, рекреационные, земледельческие, горнорудные.

Используется комплекс как традиционных ландшафтных методов исследований - ландшафтное картографирование и профилирование, описание комплексных точек, дешифрирование аэрофотоснимков, так и специальных методов исследований - лихенометрический, фитоиндикационный, гляцио-геоморфологический. Основной акцент при проведении практики делается на специфику горных ландшафтов, их компонентов, морфологических единиц, процессов идущих в них, и особенностях применения к их изучению традиционных ландшафтных методов. Отличительная особенность горна практики от равнинной - проведение не только крупномасштабных, но и среднемасштабных и мелкомасштабных исследований, позволяющих полнее познакомиться со сложной ландшафтной структурой гор и наиболее часто используемых при работе в них. В связи с этим основные объекты исследований - типы, подтипы, группы и виды ландшафтов.

Широко используются разновременные аэро-, фототеодолитные и фотоснимки на отдельные участки долины, дающие прекрасный материал для выявления активности экзогенных процессов и динамики ландшафтов.


Содержание практики, этапы, методика работ.

В соответствии с учебным планом, на полевую практику отводится 31 день, ее продолжительность может несколько варьировать в зависимости от специфики каждого года.

Работа на практике складывается из трех этапов; предполевого, полевого и камерального.

Основная цель предполевого этапа - ознакомление студентов с районом практики и его спецификой, основными задачами практики и организационными вопросами подготовки к полевым исследованиям в горных условиях. Во время подготовки студенты знакомятся с общей ландшафтной структурой региона по космическому снимку и ландшафтным картам масштаба 1:100 000 и 1:200 000, изучают доминантные виды растений по собранному ранее гербарию. В организационную подготовку включается проведение инструктажа по технике безопасности применительно к горным условиям, распределение постоянных обязанностей (члены продкомиссии, санинструктор и т. д.), сбор снаряжения и оборудования, в том числе полевой лаборатории, закупка необходимых продуктов и т. д. В предполевой период включается дорога до места практики, на которую приходится 3 дня. По приезде на базу практики 1,5 - 2 дня отводится на акклиматизацию, во время которой студенты решают жилищные и хозяйственные вопросы, обустраивают камеральные и лабораторные помещение. Предполевой этап занимает 7-8 дней.

На основной полевой этап отводится 15-16 дней, в том числе на проведение маршрутных исследований - 10 - 11 дней и крупномасштабное картографирование на ключевых участках - 4 - 5 дней. При меньшем количестве дней проведение полевой практики недостаточно эффективно (она и так может быть дополнительно уменьшена за счет специфики погодных условий района).

В начале полевого этапа вырабатывается общая программа содержание наблюдений на точках комплексного описания и обзорных точках, основные приемы фиксации фактического материале Особое внимание при проведении ландшафтных исследований уделяется умению правильно определить местоположение и точно привязать наблюдаемые объекты к топографической основе. В связи этим, во время маршрутов и самостоятельного картографирования определенное время отводится ориентированию по разномасштабным картам и аэрофотоснимкам, фиксированию высоты по высоте меру. Все маршруты, линии профилей и точки наблюдения фиксируются на карте непосредственно в поле. При картировании важным моментом является выявление границ ландшафтов и нанесение их на карту непосредственно в поле.

Полевой этап практики включает маршрутные исследования, ландшафтное профилирование и площадное крупномасштабное картографирование на ключевых участках.

Обзорные маршруты совершаются пешком и на автобусе. Их цель - познакомить студентов с разнообразием ландшафтной структуры района практики, выявить типичные ландшафты и основные закономерности их дифференциации. На выбранных обзорных точках и в наиболее характерных репрезентативных участках смена структур высотной зональности ландшафтов проводится их подробное изучение, сопоставление различий и своеобразия пространственной структуры ландшафтов разных физико-географических провинций и районов, разных хребтов.

Тематические маршруты ведутся с целью знакомства с ландшафтами определенного типа, например, нивально-гляциальными, горно-степными и т. д., выявления характера экзогенных процессов и их влияния на формирование и динамику ландшафтов с подробным изучением разновозрастных селевых конусов, зон воздействия лавин особенностей хозяйственного использования и антропогенных трансформаций ландшафтов. Большое внимание в обзорных маршрутах уделяется обучению студентов умению наблюдать за состоянием и изменением ландшафтов по маршруту и фиксировать записи в дневниках. В маршрутах студентам отводится специальное время для самостоятельного описания ландшафтов и их компонентов на обзорных точках и после этого даются необходимые объяснения преподавателя. Это важный и необходимый методический прием при подготовке студентов к дальнейшим самостоятельным исследованиям и выработке у них умения полевого наблюдения и фиксации увиденного.

Маршрутные исследования сочетаются с ландшафтным профилированием, что является важной частью полевых работ при мелко-и среднемасштабном картировании. Студенты знакомятся с методикой заложения ландшафтных профилей (вкрест простирания основных высотных ландшафтных зон в разных частях долин и хребтов с неодинаковой структурой высотной зональности). За время практики обычно закладывается от 5 до 8 профилей. Метод ландшафтного профилирования дает возможность более глубокого изучения межкомпонентных и межландшафтных связей. В результате проведения маршрутных исследований и ландшафтного профилирования составляются мелко- и среднемасштабная ландшафтные карты-схемы на район практики.

Площадная ландшафтная съемка проводится на ключевых участках в крупном масштабе (1:5 000, 1:10 000, реже - 1:25 000). Их выбор связан с постановкой и возможностью решения oтдельных небольших научных задач - 1) изучение полихронности ландшафтной структуры в зоне воздействия периодически сходящих снежных лавин или деградации оледенения; 2) выявление влияния пород на дифференциацию ландшафтов в одной высотной зоне; 3) выявление особенностей формирования пространственной организации ландшафтов в переходных зонах (экотонах); 4) изучение районов с наиболее полным спектром высотных ландшафтных зон и т. д. Участки самостоятельного картографирования выбираются с учетом их доступности и относительной безопасности. При подготовке к проведению самостоятельного картографирования предварительно студентами создаются макеты ландшафтных карт по аэрофотоснимкам и по результатам рекогносцировочных маршрутов, и до выхода в поле намечаются точки комплексного описания. Конечным итогом работы является создание ландшафтной карты, классификационной модели и анализ пространственной структуры изученного участка с особым акцентом на специфику поставленной задачи. Основные наблюдения в маршрутах и при картографировании ведутся на точках комплексного описания на специальных бланках составленных с учетом специфики горных ландшафтов. Большое внимание в них уделяется описанию форм рельефа и геологического строения. Фиксируются данные по коренным породам с указанием литологического состава, характера залегания (падения и простирания пластов), рыхлым отложениям с показом их генезиса, мощности литологического и механического состава и т. д., указывается степень щебнистости и каменистости почв. В бланках специальное место отведено для фиксации температуры почв, надпочвенного покрова и воздуха, отсчеты которых снимаются в разных ландшафтах одно и то же время. Особое место отводится выявлению современных экзогенных процессов, их интенсивности и факторов их формирования, показу внутри- и межландшафтных связей, отмечаемых поле, последствиям антропогенного воздействия.

Для выявления особенностей биологического круговорота и вод - миграции элементов на точках комплексного описания берутся укосы и производится отбор почвенных образцов, отбираются образцы вод ручьев и рек, а также собирается гербарий.

Третий, камеральный этап практики включает в себя лабораторные и графические работы, составление баз данных и их статистической обработки, написание текста отчета.

В лаборатории определяются щелочно-кислотные условия почв и вод состав вод (основные ионы), взвешиваются и сушатся укосы. Обработка этих данных дает дополнительную информацию о межкомпонентных связях и функционировании ландшафтов разных типов, подтипов и групп.

По полевым результатам составляются разномасштабные ландшафтные карты и профили, хорошо отражающие пространственную организацию исследуемой территории. Особое внимание при этом уделяется классификации ландшафтов и разработке легенды, выполненной обычно в текстовой и табличной формах. При создании среднемасштабной карты используется метод экстраполяции полевых данных, полученных при ландшафтном профилировании и картографировании на основе детального анализа топографической карты и космического снимка.

Ландшафтные профили являются наглядными моделями как горизонтальной, так и вертикальной структуры ландшафтов. Нанесенная на них информация о щелочно-кислотных условиях и продуктивности травостоя наглядно показывает основные тенденции их изменения в разных ландшафтах по профилю. Для удобства сравнения и анализа ландшафтных профилей, составленных для разных районов разрабатываются единые условные обозначения.

Одним из приемов графического оформления результатов полевых исследований является составление вертикальных разрезов микроландшафтов, особенно зон воздействия катастрофических экзогенных процессов и деятельности человека, выполненных в виде специальных колонок, вычерченных для всех комплексов в едином масштабе. Графические работы включают также создание обобщенных схем геологического строения, структур высотной зональное различных графиков и т. д.

При написании отчета широко используется литературный фондовый материал. При характеристике климата и гидрологии района проводится статистическая обработка метео- и гидрологических данных, взятых из ежегодников.

Камеральная работа проводится после маршрутных исследований и в специально отведенные дни после завершения обзорных и тематических маршрутов - 1 - 2 дня и в конце практики после самостоятельного крупномасштабного картографирования - 3 дня.


Организация работ на практике.

Для выполнения полевых и камеральных работ студенческая группа делится на бригады по 3 - 4 человека, возглавляемые бригадирами, которые осуществляют общее руководство работой и отвечают за технику безопасности при проведении самостоятельных маршрутов. Бригада получает необходимое оборудование и снаряжение для проведения полевых работ - полевые сумки, рюкзак, лопату, геологический молоток, горный компас, рулетку, секатор, термометры-пращи, сантиметр, почвенный нож, бланки, бумагу для укосов и почвенных образцов. На время маршрутов бригадирам выделяется комплект разномасштабных карт и аэроснимков, по возможности, высотомер. Каждый студент выполняет все виды работ по сбору и обработке информации в соответствии с программой практики. Лабораторные работы проводятся по бригадам по очереди всеми членами бригады.

Вводные лекции, общие методические объяснения, обзорные тематические маршруты с преподавателем проводятся для группы целом. Работа на ландшафтных профилях и участках самостоятельного картографирования проводится побригадно при контроле и консультациях преподавателя. Для обеспечения питания и порядка на практике ежедневно два студента выделяются на дежурство из разных бригад. Полевые маршруты проводятся с 8.30 до 17 часов, при организации дальних маршрутов - до 19 часов. Обеденное время на базе с 14 до 15 часов, во время дальних маршрутов устраивается перекус. С 19 до 21 часа (кроме дней с дальними маршрутами) ведется камеральная обработка полевых материалов, с 21 часа до 23 часов - свободное время, в 23 часа - отбой. Сроки начала и окончания полевой работы фиксируются в специальном журнале выхода в маршруты в соответствии с инструкцией по технике безопасности.

Программа работ на практике, календарный план и график дежурств студентов вывешиваются в камеральном помещении. Ежедневно вечером преподаватель сообщает студентам о запланированном на следующий день маршруте, специфике его проведения, необходимом снаряжении. Намеченные планы ежедневно корректируются в соответствии с погодными условиями.

Во время проведения практики используется автотранспорт и канатные дороги.


Отчет по практике.

Результатом практики является отчет, выполненный всеми студентами и содержащий текстовой и картографический материал, различные схемы, графики, таблицы, рисунки и фотографии. В соответствии со своими интересами каждый студент пишет один или два раздела отчета, обязательно выполняет один из видов графики - составление карты или ландшафтного профиля.

  1. Типовой вариант отчета имеет следующую структуру:
  2. Введение (район и время проведения практики, состав бригад и т. д.).
  3. Методика исследований.
  4. Физико-географическая характеристика района практики.
  5. Факторы дифференциации ландшафтов.
  6. Основные закономерности формирования и дифференциации ландшафтов.
  7. Ландшафты (в эту главу включается анализ составленных мелкомасштабной, среднемасштабной и крупномасштабных карт)
  8. Современные экзогенные процессы и динамика ландшафта
  9. Хозяйственное использование и антропогенная трансформация ландшафтов.

Текстовая часть сопровождается ландшафтными картами (одна среднемасштабная и 3-4 крупномасштабных в зависимости от количества бригад) и профилями (5-6), графиками структуры высотной зональности (1), геологическим профилем (1), картосхемами на участки активного воздействия экзогенных процессов (1-3) и деятельности человека (1-2), вертикальными разрезами ландшафтов (1 и более), графиками измерений рН, урожайности, климатическими, гидрологическими графиками и т. д. Отчет иллюстрируется рисунками, часто фотографиями. Объем отчета варьирует в зависимости от числа студентов и специфики района практики.


Зачет по практике.

Зачет по практике проводится непосредственно на практика Каждый студент делает небольшое сообщение об основных результатах проведенных исследований по написанному им разделу отчета и составленному графическому материалу. Оценки выставляются по совокупности выполненных каждым студентом всех видов работ с учетом качества заполнения бланков, ведения дневников, выполнения картографического материала и написания текста отчета.


Место проведения практики.

Ландшафтная практика проводится на базе Эльбрусской учебно-научной станции МГУ, расположенной в верховьях р. Баксан на северном склоне Большого Кавказа. Сложная и динамичная ландшафтная структура бассейна р. Баксан с активностью экзогенных процессов и разнообразием хозяйственного использования благоприятствуют тому, что этот район является прекрасным полигоном для изучения особенностей горных ландшафтов и их компонентов, факторов их формирования и динамики.


Календарный план практики в Приэльбрусье.
1 день - подготовка к практике, упаковка снаряжения, ознакомление с гербарием на район практики.
2 - 3 день - дорога.
4 - 5 день приезд на базу, акклиматизация, обустройство лабораторных и камеральных помещений, инструктаж по технике безопасности вводная лекция, знакомство с картографическими материала на район практики.
6 день - обзорная лекция, знакомство с ландшафтами Западай высокогорной провинции, рекогносцировочный маршрут в районе азы, ознакомление с методикой описания комплексных точек по специальным бланкам.
7 день - тематический маршрут в районе базы по изучению современных экзогенных процессов и их влиянию на ландшафты, закрепление методики описания комплексных точек.
8 день - тематический маршрут с целью изучения нивально-гяциальных ландшафтов в районе ледника М. Азау или Б. Азау.
9 - 10 день - изучение ландшафтной структуры северного склона Чегета (горно-луговых и горно-лесных ландшафтов), профилирование.
11 - 12 день - изучение ландшафтной структуры южного склона массива Эльбрус, профилирование.
13 день - исследование ландшафтной структуры разновозрастных селевых конусов р. Гарабаши.
14 день - изучение ландшафтной структуры в районе вала Тюбеле, знакомство со степными ландшафтами, профилирование.
15 день - обзорный маршрут по долине р. Баксан, профилирование в районе г. Тырныауза, изучение природно-антропогенных ПТК в зоне воздействия горнорудного производства.
16 день - обзорный маршрут по долине р. Баксан, знакомстве ландшафтами провинции Северо-Кавказских куэст, профилирован в Былымской котловине, изучение природно-антропогенных ПТК зоне воздействия горнорудного производства и пастбищных ПТК.
17 день - обзорный маршрут по долине р. Баксан, знакомстве ландшафтами Скалистого хребта, среднемасштабное картографирование в долине р. Гунделен.
18 - 20 день - камеральные дни, подготовка к самостоятельно крупномасштабному картографированию, рекогносцировочный маршрут на участок картографирования.
21 - 24 день - самостоятельное крупномасштабное картографирование.
25 день - выходной день, по желанию маршрут на Приют - 11.
26 - 29 день - камеральная обработка материала, написание отчета, сдача зачета.
30 - 31 день - отъезд, дорога.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Авессаломова И.А., Петрушина М.Н., Хорошев А.В. Горные ландшафты: структура и динамика. Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. 158 с.
  2. Беручашвили Н.Л., Жучкова В.К. Методы физико-географических исследований. - М.: Изд-во МГУ, 1997, 320 с.
  3. Природопользование Приэльбрусья. - М.: Изд-во МГУ, 1992.
  4. Федина А.Е. Ландшафтная структура Приэльбрусья. - М.: Изд-во МГУ, 1977.
  5. Федина А.Е., Авессаломова И.А., Петрушина М.Н. Специальная учебная практика в Приэльбрусье. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

Программу составили:
доцент И. А. Авессаломова,
доцент М. Н. Петрушина

Программа утверждена на заседании УМК кафедры физической географии России и ландшафтоведения 23 марта 1999 г.

при использовании материалов ссылка обязательна
Copyright 2006-2018 Кафедра физической географии ландшафтоведения
Последнее обновление сайта - декабрь 2018
Locations of visitors to this page Группа ЛАНД??контакте GISMETEO: Погода по ?Москва
Viagra Generika Test Viagra Generika Rezeptfrei Levitra Original Oder Generika Levitra Original 20mg Kaufen Levitra Generika Kaufen Ohne Rezept Levitra Generika 2018 Kamagra Oral Jelly Bestellen Kamagra Oral Jelly 100mg Wirkung Kamagra Original Kamagra Online Bestellen Cialis Original VS Generika Cialis Original Preis Cialis Generika Bestellen Cialis Generika 20mg Propecia Generika Rezeptfrei